До недавнего времени о том, что такое эквайринг, знали только специалисты, сегодня этот вид услуг становится все больше востребованным в разных сферах, и, не в последнюю очередь – в малом бизнесе. Расшифровка этого термина достаточно проста – это возможность расплатиться пластиковой картой, а не привычными всем наличными денежными средствами.
Сегодня хранить бумажные купюры в кошельке и пользоваться ими для расчетов считается неудобным – пластик намного функциональнее и выгоднее. Изначально осуществление эквайринга было примитивным – с карты делали бумажную копию, содержащую реквизиты, с ее помощью формировался счет в банк. Он мог быть оплачен или нет, ведь наличие и количество денег на счету узнать моментально было невозможно. Со временем процедура изменилась, хотя суть ее осталась прежней – использовать пластиковую карточку как ключ к банковскому счету, производить расчеты онлайн, моментально.
Эквайринг – это процесс, в котором принимает участие несколько сторон:
Держатель карты – на его счету имеются денежные средства, которые он тратит на покупки или оплату услуг.
Банк-эмитент карты – выпускает пластик и взаимодействует с платежной системой.
Магазин, установивший у себя платежный терминал – получает денежные средства на свой расчетный счет, но не напрямую, от покупателя, а через банк-эквайер, которому эмитент перечисляет их через платежную систему. За свои услуги – установку, обслуживание терминала, а также осуществление платежных операций он получает определенный процент от каждой суммы, проходящей через его оборудование.
Несмотря на длинное описание, схема достаточно проста, показала эффективность своей работы, и вряд ли будет меняться со временем.
Индивидуальные предприниматели в России очень редко зарабатывают по-настоящему впечатляющие суммы, и максимально возможная экономия средств – норма их деятельности. Между тем, эквайринг отлично показал себя во многих отраслях малого бизнеса: розничной торговле, гостиничном деле. Сегодня наиболее актуальны такие виды эквайринга как:
Торговый. Используется в магазинах, гостиницах, предприятиях общественного питания, а также на прочих объектах со схожими условиями. Процедура проста – покупатель вставляет свою карту в терминал, происходит списание денежных средств в пользу поставщика услуги или товара.
Интернет-эквайринг. Используется при торговой деятельности через Всемирную паутину. Через защищенный канал пользователь вводит данные своей карты, посредством СМС-сообщения ему доставляется пароль. На заключение сделки уходит обычно не более минуты, при этом, если пользоваться безопасными сервисами, все средства и данные владельца остаются конфиденциальными.
Мобильный. Может применяться в любом месте, так как не имеет стационарного подключения к интернету и источнику питания. Модемом здесь служит смартфон, к которому через разъем для наушников присоединен платежный терминал. Используется в такси, при оказании других видов услуг.
Сегодня переход все большего числа расчетов на безналичные средства – вопрос, не подлежащий сомнению, потому главная задача – выбор того вида эквайринга, который подойдет для конкретного вида деятельности наилучшим образом. Сделать это нетрудно – сегодня рынок полон предложениями такого рода.
Причин популярности эквайринга много, но для малого бизнеса наиболее актуальны описанные ниже факторы.
Это достигается разными путями, первый – расширение возможностей принять оплату за товар или услугу. Если в торговой точке нет платежного терминала, а клиент может расплатиться только наличными, то вероятность, что он вернется сюда, сняв для покупки деньги в ближайшем банкомате, ничтожно мала. Если у человека не хватает наличных, но в торговой точке есть терминал, сделка состоится, а предприниматель увеличит свой доход.
Особенно это актуально для населенных пунктов, где ближайший банкомат находится в нескольких десятках километров. В этом случае наличие платежного терминала в торговой точке становится неоспоримым конкурентным преимуществом, так как в число ее клиентов автоматически попадают держатели зарплатных карт и пенсионеры, которые получают безналичные выплаты.
Кроме этого, для покупателей важен фактор удобства – ведь пластиком расплачиваться куда комфортнее, чем наличными, как технически, так и психологически. Расставаться с купюрами всегда тяжелее, чем видеть в телефоне очередную СМС о покупке.
Здесь также можно выделить несколько направлений, и одно из них – снижение частоты инкассации. При приеме безналичных денежных средств резко уменьшается объем наличных, инкассировать их в банк нужно намного реже, что, несомненно, отражается на сумме платежей за данную услугу.
Помимо того, исключается и воровство со стороны персонала, которое также существенно увеличивает сумму расходов. Нередки случаи, когда товар проводится, что называется, «мимо кассы», а наличные кладутся в карман недобросовестного сотрудника. С платежными картами такое не проходит, оплата поступает напрямую на счет предприятия.
Работа с наличными денежными средствами – это всегда риск. Количество фальшивок постоянно растет, а чтобы их выявить и не допустить убытков, необходимы специальные технические средства, а также время, требующееся на проверку каждой купюры.
Подделки, обман, попытки завладения криминальным путем – все это вполне вероятно при осуществлении коммерческой деятельности. Платежный терминал с эквайрингом выводит наличность за рамки предпринимательской деятельности, снижая производственные расходы и риски, связанные с ее оборотом.
Количество банков, предлагающих малому бизнесу свои услуги по установке и обслуживанию терминалов, постоянно растет. Сбербанк, ВТБ, Русский Стандарт, многие другие – предложение каждого из них имеет свои особенности и преимущества, надо только определиться, с кем сотрудничество будет выгоднее и удобнее.