Эквайринг. Что это? Виды и преимущества

Эквайринг – это банковская услуга, предполагающая обслуживание покупателей и клиентов организаций с помощью банковских карт. Денежные средства списываются с карточки в качестве оплаты за приобретение товара или услуги, для этого используется специальное оборудование – банковский POS-терминал. Сейчас в западных странах до 90% торговых операций проводятся именно с помощью безналичного расчета, в России пока этот уровень остается в пределах 20%, но ситуация быстро меняется, и оплата покупок карточкой становится все более распространенной.

ekvaring1-1.jpg

Основные виды эквайринга

Различают три основных вида эквайринга. У каждого из них есть свои особенности:

  1. Торговый эквайринг – это услуга, которую банк-эквайер оказывает магазину или другой коммерческой организации, работающей с покупателями и клиентами. Она позволяет продавцу принимать карты для расчета за покупку товаров и услуг. Банк устанавливает в торговых точках POS-терминалы, через которые осуществляется обслуживание клиентов, а также обучает сотрудников организации. Торговая компания оплачивает услуги банка в виде комиссии, размер которой определяется договором.
  2. Интернет-эквайринг – одна из разновидностей торгового эквайринга. Ее отличие в том, что продавец и покупатель не контактируют напрямую, покупки с помощью карты осуществляются через интернет. Как только клиент покупает товар в интернет-магазине, продавцу направляется поручение перечислить деньги со счета клиента на счет магазина с помощью реквизитов карточки. В качестве посредника в сделке может участвовать процессинговая организация – она передает информацию от владельца карты к банку и предотвращает кражу данных.
  3. Мобильный эквайринг. Одной из новых возможностей стал прием платежей по карте с помощью мобильного приложения и специального терминала. Это очень удобно для курьеров, которые доставляют покупки непосредственно на дом к клиенту. Терминал mPOS считывает данные карты и передает их на смартфон курьера, где с помощью специального приложения осуществляется сделка.

Популярность мобильного эквайринга продолжает расти из-за нескольких преимуществ. Терминалы для таких операций стоят относительно недорого, и их можно использовать где угодно. К примеру, такое оборудование позволило рассчитываться банковской карточкой за услуги такси непосредственно в автомобиле. Поскольку оно не привязано к конкретной торговой точке, его очень удобно использовать при выездном обслуживании клиентов.

ekvaring1-2.jpg

Требования к продавцу и документы

Основным документом между банком-эквайером и продавцом становится договор эквайринга. Для заключения договора организация-юрлицо должна представить пакет документов, подтверждающих государственную регистрацию и работу на законных основаниях. Также подтверждается наличие лицензий, если деятельность продавца требуется лицензировать, а также регистрация в налоговых органах.

Между продавцом и банком заключается договор, где детально указываются условия обслуживания торговой точки или сети пунктов продаж, расписываются финансовые условия и порядок расчетов. Комиссионное вознаграждение банка-эквайера – это процент от суммы каждой покупки, каждая финансовая организация имеет право самостоятельно устанавливать эту величину. Банк-эквайер выплачивает процент платежной системе, он включается в сумму комиссионного вознаграждения.

Сотрудники банка должны зарегистрировать торговую точку в системе, подключить и установить оборудование. Одним из обязательных требований становится обучение продавцов работе с установленным терминалом, а также своевременное реагирование на заявки при возникновении различных технических проблем. Некоторые организации предоставляют оснащение в аренду и взимают за пользование ежемесячную арендную плату.

Продолжительность финансового возмещения в банке занимает от одного до трех дней, обычно перечисленная сумма зачисляется на следующий день после проведения операции. Срок может увеличиться, если организация имеет расчетный счет не в том банке, где заключила договор эквайринга. В этом случае проходит межбанковский обмен информацией, и его продолжительность достигает двух-трех дней.

ekvaring1-3.png

Преимущества для предприятий малого бизнеса

Подключение оборудования для эквайринга – важный шаг вперед для развития любого торгового предприятия, оно выгодно для бизнеса любого уровня. Несмотря на относительно высокую стоимость оборудования и банковские комиссии, подключение эквайринга открывает целый ряд преимуществ:

  1. Значительный рост объема продаж, увеличение среднего чека. Статистика показала, что люди охотнее тратят деньги с карточки, чем отдают наличные, так как психологически проще расставаться с электронными финансами. Кроме того, количество наличных обычно ограничено, на карточке доступна более крупная сумма для совершения покупок.
  2. Увеличение количество клиентов. Если магазин не принимает оплату картами, потенциальные покупатели отказываются от покупок и уходят к конкурентам. Подключение терминалов позволяет охватить и эту часть целевой аудитории.
  3. Повышение безопасности расчетов. Исключается риск приема фальшивых купюр, любые мошеннические действия со стороны кассиров. Кроме того, снижается риск ошибок из-за человеческого фактора, ведь кассиру не нужно принимать наличные и вручную отсчитывать сдачу.
  4. Доступ к льготным программам от банка-эквайера. С каждым годом обслуживание становится все более доступным широкому кругу торговых организаций, банки напрямую заинтересованы в расширении сети клиентов. Уровень конкуренции в этой отрасли тоже растет, поэтому банки вынуждены искать взаимовыгодные пути для работы с клиентами.
  5. Бесплатное обучение персонала магазина. Это возможность повысить профессиональный уровень кассиров, при этом обучение не требует вложений от руководства организации.

Таким образом, установка платежных терминалов – это возможность увеличить ежедневную выручку магазина и открыть новые пути для привлечения клиентов. Подключение POS-оборудования оправдывает все затраты и позволяет быстрее увеличить прибыль. Бизнес становится не только боле прибыльным, но и более безопасным.

ekvaring1-4.jpg

Как проводятся операции через терминалы?

Каждая операция оплаты через платежный терминал проходит в несколько этапов:

  1. Карточка покупателя вставляется в терминал или проводится по нему, после чего она активируется.
  2. Информация о карте направляется в процессинговый центр банка эквайера.
  3. Проверяется наличие средств на счете держателя банковской карточке и размер остатка. В большинстве случаев клиент подтверждает совершение сделки введением пин-кода – это дополнительная гарантия для защиты от мошенничества и неправомерного использования карты.
  4. Деньги снимаются со счета клиента и перенаправляются банку.
  5. Печатается слип в двух экземплярах. На первом экземпляре расписывается продавец – этот документ с информацией о проведенной операции остается у покупателя. На втором экземпляре расписывается покупатель, и документ остается у продавца. Подпись клиента должна совпадать с подписью на оборотной стороне карточки. Вместе со слипом клиент должен получить кассовый чек на покупку.

После этого в течение установленного договором срока деньги будут переведены со счета банка на счет компании-продавца, при этом взимается установленная договором комиссия. Величина комиссии составляет от 1,5 до 4%, это зависит от политики банка и особенностей компании-клиента. При большом количестве ежедневных операций процентная ставка снижается и остается в пределах 1,5%.

ekvaring1-5.jpg

Если операция была проведена ошибочно или клиент решил вернуть товар, есть возможность отказаться от сделки, и после соответствующей процедуры деньги будут возвращены на банковскую карточку клиента.

Как подключиться к эквайрингу?

Чтобы подключить торговую точку к услуге банковского эквайринга, необходимо определиться с банком и подготовить пакет документов для заключения договора. Комиссия банка будет зависеть от оборота компании: к примеру, в Банке ВТБ (ПАО) она варьируется от 1,6 до 2,7%. После заключения договора банк берет на себя выполнение следующих задач:

  1. Установка, подключение и тестирование оборудования.
  2. Обучение персонала торговой точки, если в этом есть нужда.
  3. Проверка платежеспособности покупателя путем проверки финансового остатка на карточке.
  4. Передача расходных материалов для печати слипов после совершения платежных операций.
  5. Возмещение суммы, полученной в результате транзакции. Оно должно проводиться в течение оговоренного срока.
  6. Техподдержка установленных терминалов и устранение неполадок при необходимости.

ekvaring1-6.jpg

После подписания договора банк выполняет свою часть сделки, и задача клиента – обеспечить прием платежей с использованием установленного оборудования. В результате очень скоро прибыльность торговой точки возрастет на 30-40%, и это полностью окупит все затраты на банковское обслуживание.

Подключение банковского эквайринга – это возможность значительно увеличить прибыль и обеспечить организации конкурентоспособность. Отсутствие возможности расплатиться картой – важный минус для любой современной торговой организации, поэтому решить эту проблему необходимо как можно скорее. Все затраты на подготовку документов и заключение договора окупятся в ближайшие сроки благодаря возможности привлечь новых клиентов и увеличить прибыль от сделок.


X

Это сайт использует cookie-файлы и другие технологии, чтобы помочь Вам в навигации, а также для предоставления лучшего пользовательского опыта и анализа использования наших продуктов и услуг
Принять