Мобильные терминалы, интернет-эквайринг, POS-терминалы, POS-системы – современный рынок ККМ заполнен десятками предложений от разных продавцов и производителей. Начинающему (или расширяющемуся) предпринимателю очень легко заблудиться во всем этом многообразии. Как выбрать POS-систему для магазина, чтобы потом не пожалеть о своем выборе и не отдать деньги зря? Рассказываем в статье.
«POS» – это аббревиатура. Обозначает «point of sale», фактически является техникой, с помощью которой осуществляется покупка-продажа товара или услуги (ПОСы стоят и в ресторанах, и в гостиницах, и в массажных салонах).
Фактически POS система выполняет те же функции, что и привычная кассовая техника. Разница между ними (и весомый плюс ПОСов) – возможность автоматизировать все процессы и вести более четкий анализ.
POS-терминал – отдельный моноблок, в котором располагается фискальная память.
POS-система больше похожа на конструктор. Фискальная память встроена в печатающее устройство. Остальные элементы можно безболезненно удалять, менять или переставлять, подстраивая систему под нужды своего предприятия.
Если вы будете работать с иностранными компаниями или просто в англоязычном сегменте, то можете столкнуться с еще одним термином – «POS-машина». Это общее название и для терминалов, и для систем.
Чаще всего в «сборке» есть семь популярных компонентов:
Что еще можно подключить к системе для комфортной работы? Да все, что потребуется для комфортной торговли. Популярные варианты – экран для покупателя (на нем он может наблюдать, сколько стоят те или иные товары и какова итоговая сумма покупки), банковский терминал для безналичной оплаты, сканер штрих-кодов, весы – все это зачастую можно найти в магазине, где вы приобрели POS-систему или приобрести отдельно.
Отталкиваться здесь нужно только от вашего бизнеса. Перед покупкой подумайте – какая у вас проходимость? Как много пиков продаж бывает в день? Сколько у вас товаров – много или мало? Есть ли система лояльности и карты клиентов или нет?
А мы подскажем, что лучше подбирать для маленьких магазинчиков или больших супермаркетов.
В магазинчиках «шаговой доступности» маленького метража или с небольшим количеством посетителей можно использовать самые простые системы с минимальной комплектацией. Обязательно должны быть только:
При желании можно дополнить комплект весами, подключенными к кассе. Если будете расширять ассортимент – возьмите сканер штрих-кодов и обязательно чековый принтер для их печати. Ориентируйтесь на недорогие модели периферийных устройств. Для маленького магазина нет разницы, будут печататься ценники с штрих-кодами 5 или 15 секунд.
Кстати, если оборот у вас маленький, вы можете выбрать компактную POS-систему на основе планшета. Она занимает куда меньше места, стоит гораздо дешевле «старших» собратьев и позволяют проводить простую аналитику продаж. Например, можно остановить выбор на ШТРИХ-miniPOS II, АТОЛ Ритейл Mini или АТОЛ Минимаркет 54 Lite/Pro.
Если у вас более-менее крупный маркет, много наименований товаров, вы часто проводите распродажи и акции (и дополнительно обзавелись программой лояльности) – нужно выбирать модели POS-систем с более широким функционалом и большим количеством периферического оборудования.
Ваша «сборка» будет выглядеть так:
Для вас подойдут два типа систем – попроще или посложнее. Какой выбрать – зависит от ваших финансовых возможностей и планов на будущее.
Если проходимость вашего магазина 100–200 человек в день, и в будущем не планируется каких-то изменений, выбирайте модели среднего сегмента. Например, АТОЛ Супермаркет ЕГАИС 10, Атол Бутик 15 или EasyPOS nova.
К слову, именно «средние» модели представлены на рынке в максимальном количестве. Если предложенные нами модели вас не устроили – вы всегда можете выбрать другие.
А что выбирать, если покупателей у вас много и площадь магазина солидная, и вы, кроме этого, еще планируете развиваться и расти? Выбирайте премиальные модели, например, Атол Супермаркет или ForPOSt Супермаркет.
Стоят они немало, зато ломаются редко, работа с ними очень приятна и быстра. Именно такие системы стоят на кассах крупных супермакетов. Оборудование рассчитано на безотказную и долгую работу при высоких нагрузках.
POS-система – программно-аппаратный комплекс, работающий на базе фискального регистратора.
Он представляет собой «конструктор», вы можете, как купить готовый комплект (а на рынке их представлено огромное количество), так и со временем «добрать» необходимые периферийные устройства.
При этом нет разницы, чем именно вы занимаетесь - POS системы для розничной и оптовой торговли будут одинаковы.
При выборе конкретной модели нужно обращать внимание на условия работы предприятия. Для островков в ТЦ или магазинах с проходимостью до 100 человек подойдут ПОС терминалы с планшетом. Они не смогут контролировать остатки на складах, но вполне позволят вести торговлю. Да и стоят при этом немного.
Для магазинов с проходимостью 100–200 человек в день подойдут модели среднего сегмента. Они обеспечат быструю и бесперебойную работу, но очень долго слишком интенсивной работы не выдержат (с конкретными моделями можно ознакомиться в этом разделе).
Для крупных магазинов с проходимостью от 200 человек в день (например, супермаркетов) нужно подбирать модели премиум-сегмента. Они смогут бесперебойно работать в напряженном режиме долгие годы.